СНЕГ
Старик Потапов умер через месяц после
того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме.
Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой
нянькой.
Маленький дом - всего в три
комнаты - стоял на горе, над северной рекой, на
самом выезде из городка. За домом, за облетевшим
садом, белела березовая роща. В ней с утра до сумерек
кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье.
Татьяна Петровна долго не могла
привыкнуть после Москвы к пустынному городку, к
его домишкам, скрипучим калиткам, к глухим вечерам, когда
было слышно, как потрескивает в керосиновой лампе огонь.
"Какая я дура! - думала
Татьяна Петровна. - Зачем уехала из Москвы, бросила
театр, друзей! Надо было отвезти Варю к няньке в
Пушкино - там не было никаких налетов, - а самой остаться в
Москве. Боже мой, какая я дура!"
Но возвращаться в Москву
было уже нельзя. Татьяна Петровна решила
выступать в лазаретах - их было несколько в городке - и успокоилась.
Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима
и завалила его снегом. Дни стояли мягкие, серые.
Река долго не замерзала; от ее зеленой воды
поднимался пар.
Татьяна Петровна привыкла и
к городку и к чужому дому. Привыкла к
расстроенному роялю, к пожелтевшим
фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие
броненосцы береговой обороны. Старик
Потапов был в прошлом корабельным механиком. На
его письменном столе с выцветшим зеленым сукном
стояла модель крейсера "Громобой", на котором он плавал.
Варе не позволяли трогать эту модель. И вообще не позволяли ничего
трогать.
Татьяна Петровна знала, что у Потапова остался
сын моряк, что он сейчас в Черноморском флоте. На столе рядом с моделью
крейсера стояла его карточка. Иногда Татьяна Петровна брала
ее, рассматривала и, нахмурив тонкие брови, задумывалась.
Ей все казалось, что она где-то его встречала, но очень давно, еще до
своего неудачного замужества. Но где? И когда?
Моряк смотрел на нее
спокойными, чуть насмешливыми глазами, будто
спрашивал: "Ну что ж? Неужели вы так и не припомните, где мы
встречались?".
- Нет, не помню, - тихо отвечала Татьяна
Петровна.
- Мама, с кем ты разговариваешь? - кричала из
соседней комнаты Варя.
- С роялем, - смеялась в ответ Татьяна
Петровна.
Среди зимы начали приходить письма на
имя Потапова, написанные одной и той же рукой. Татьяна Петровна
складывала их на письменном столе. Однажды ночью она
проснулась. Снега тускло светили в окна. На
диване всхрапывал серый кот Архип, оставшийся в наследство от
Потапова.
Татьяна Петровна накинула халат, пошла в
кабинет к Потапову, постояла у окна. С дерева беззвучно
сорвалась птица, стряхнула
снег. Он долго сыпал белой пылью, запорошил стекла.
Татьяна Петровна зажгла свечу на столе,
села в кресло, долго смотрела на язычок огня, - он даже
не вздрагивал. Потом она
осторожно взяла одно из писем, распечатала и, оглянувшись, начала
читать.
"Милый мой старик, - читала
Татьяна Петровна, - вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана
не очень тяжелая. И вообще она
заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой.
Умоляю!"
"Я часто вспоминаю тебя, папа, -
читала дальше Татьяна Петровна, - и наш дом, и наш городок.
Все1 это страшно далеко, как будто на
краю света. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу
в сад. Зима,
снег, но дорожка к старой беседке над обрывом
расчищена, а
кусты сирени все в инее. В комнатах трещат
печи. Пахнет
березовым дымом. Рояль, наконец, настроен, и ты
вставил в подсвечники витые желтые свечи - те, что
я привез из Ленинграда. И те же ноты лежат на
рояле:
увертюра к "Пиковой даме" и романс "Для берегов
отчизны дальней". Звонит ли колокольчик у
дверей? Я так и не успел его починить. Неужели я все это увижу
опять?
Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из
кувшина? Помнишь?
Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда,
издали! Ты не удивляйся,
но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые
страшные минуты
боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот
этот ее
маленький и самый милый для меня уголок - и тебя, и наш
сад, и
вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и
даже кота Архипа.
Пожалуйста, не смейся и не качай головой.
Может быть, когда выпишусь из госпиталя, меня
отпустят ненадолго домой. Не знаю. Но лучше не жди".
Татьяна Петровна долго
сидела у стола, смотрела широко открытыми
глазами за окно, где в густой синеве начинался рассвет,
думала, что вот со дня на день может приехать с
фронта в этот дом
незнакомый человек и ему будет тяжело встретить здесь
чужих людей и
увидеть все совсем не таким, каким он хотел бы увидеть.
Утром Татьяна Петровна сказала Варе,
чтобы она взяла деревянную лопату и расчистила дорожку к
беседке над обрывом. Беседка
была совсем ветхая. Деревянные ее колонки поседели,
заросли лишаями. А
сама Татьяна Петровна исправила колокольчик над дверью. На
нем была отлита
смешная надпись: "Я вишу у дверей - звони веселей!"
Татьяна Петровна
тронула колокольчик. Онт зазвенел высоким голосом. Кот
Архип недовольно
задергал ушами, обиделся,и ушел из
прихожей- веселый звон
колокольчика казался езду, очевидно,и нахальным.
Днем Татьяна Петровна,
румяная, шумная, с потемневшими от волнения
глазами, привела из города
старика настройщика, обрусевшего чеха,
занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол,
гармоник и настройкой роялей. Фамилия у настройщика
была очень смешная:
Невидаль. Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень
хороший. Татьяна
Петровна и без него это знала.
Когда он ушел, Татьяна
Петровна осторожно заглянула во все ящики
письменного стола и нашла пачку витых толстых
свечей Она вставила их в подсвечники на
рояле. Вечером она зажгла
свечи, села к роялю, и дом наполнился звоном.
Когда Татьяна Петровна
перестала играть и погасила свечи, в комнатах запахло сладким
дымом, как бывает на елке.
Варя не выдержала.
- Зачем ты трогаешь чужие вещи? -
сказала она Татьяне Петровне. - Мне не позволяешь, а сама
трогаешь И
колокольчик, и свечи, и рояль - все трогаешь. И
чужие ноты на рояль положила.
- Потому что я взрослая, - ответила Татьяна
Петровна.
Варя, насупившись,
недоверчиво взглянула на нее. Сейчас
Татьяна Петровна меньше всего походила на взрослую. Она
вся
как будто светилась и была больше похожа на ту
девушку с золотыми
волосами, которая потеряла хрустальную туфлю
во дворце. Об
этой девушке Татьяна Петровна сама
рассказывала Варе.
Еще в поезде лейтенант
Николай Потапов высчитал, что у отца ему
придется пробыть не больше суток. Отпуск
был очень короткий, и дорога отнимала все время.
Поезд пришел в городок
днем. Тут же, на вокзале, от
знакомого начальника станции лейтенант узнал, что отец его умер месяц
назад и что
в их доме поселилась с дочерью молодая певица из Москвы.
- Эвакуированная,- сказал начальник станции.
Потапов молчал, смотрел за окно, где бежали с чайниками пассажиры в
ватниках, в валенках. Голова у
него кружилась.
- Да, - сказал начальник станции, -
хорошей души был человек. Так и не довелось ему повидать сына.
- Когда обратный поезд э - спросил Потапов.
- Ночью, в пять часов,
- ответил начальник станции, помолчал, потом добавил: - Вы
у меня перебудьте. Старуха моя вас
напоит чайком, накормит. Домой вам идти незачем
- Спасибо, - ответил Потапов и вышел
Начальник посмотрел ему вслед, покачал головой.
Потапов прошел через город, к
реке. Над ней висело сизое небо. Между небом и
землей наискось летел редкий снежок. По унавоженной
дороге ходили галки. Темнело. Ветер дул с того берега, из лесов,
выдувал из глаз
слезы.
"Ну что ж! - сказал Потапов - Опоздал. И
теперь это все для меня будто чужое - и городок этот, и река, и
дом".
Он оглянулся, посмотрел на обрыв
за городом. Там стоял в инее сад, темнел дом. Из
трубы его поднимался дым. Ветер уносил дым в березовую
рощу.
Потапов медленно пошел в сторону дома.
Он решил в дом не заходить, а только пройти
мимо, быть может заглянуть в сад, постоять в
старой беседке. Мысль о том, что в отцовском
доме
живут чужие, равнодушные люди, была невыносима. Лучше
ничего не видеть, не растравлять
себе сердце, уехать и забыть о прошлом!
"Ну что же, - подумал Потапов, - с
каждым днем делаешься взрослее, все строже смотришь вокруг".
Потапов подошел к дому в сумерки.
Он осторожно открыл калитку, но все же она скрипнула. Сад как бы
вздрогнул. С веток сорвался
снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела
расчищенная в снегу дорожка. Потапов прошел в
беседку, положил руки на старенькие перила. Вдали, за
лесом, мутно
розовело небо - должно быть, за облаками подымалась
луна. Потапов снял
фуражку, провел рукой по волосам. Было очень тихо, только внизу,
под горой, бренчали
пустыми ведрами женщины - шли к проруби за водой.
Потапов облокотился о перила, тихо сказал:
- Как же это так?
Кто-то осторожно тронул Потапова за
плечо. Он' оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с
бледным строгим лицом, в накинутом на голову
теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными
внимательными
глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с
веток.
- Наденьте фуражку, -
тихо сказала женщина,- вы простудитесь. И
пойдемте в дом. Не надо здесь стоять.
Потапов молчал. Женщина взяла его
за рукав и повела по расчищенной дорожке. Около
крыльца Потапов остановился. Судорога сжала ему горло,
он не мог вздохнуть. Женщина так же тихо сказала:
- Это ничего. И вы,
пожалуйста, меня не стесняйтесь. Сейчас
это пройдет.
Она постучала ногами, чтобы
сбить снег с ботиков. Тотчас в сенях отозвался,
зазвенел колокольчик. Потапов глубоко вздохнул, перевел
дыхание.
Он вошел в дом, что-то
смущенно бормоча, снял в прихожей шинель,
почувствовал слабый запах березового дыма и увидел Архипа.
Архип сидел на диване и зевал. Около дивана стояла девочка с
косичками и радостными
глазами смотрела на Потапова, но не на его лицо, а на золотые нашивки
на рукаве.
- Пойдемте! - сказала Татьяна Петровна и
провела Потапова в кухню.
Там в кувшине стояла холодная колодезная
вода, висело знакомое льняное полотенце с вышитыми дубовыми
листьями.
Татьяна Петровна вышла. Девочка принесла
Потапову мыло и смотрела, как он мылся, сняв китель. Смущение
Потапова еще не прошло.
- Кто же твоя мама? - спросил он девочку и
покраснел.
Вопрос этот он задал, лишь бы что-нибудь
спросить.
- Она думает, что она взрослая, -
таинственно прошептала девочка. - А она совсем не взрослая. Она хуже
девочка, чем я.
- Почему? - спросил Потапов.
Но девочка не ответила, засмеялась и выбежала
из кухни.
Потапов весь вечер не мог
избавиться от странного ощущения, будто он живет в легком,
но очень прочном сне. Все в доме было таким,
каким он хотел его видеть. Те же ноты
лежали на
рояле, те же витые свечи горели,
потрескивая, и освещали маленький отцовский кабинет. Даже
на столе лежали его письма из госпиталя - лежали
под тем же старым
компасом, под который отец всегда клал письма.
После чая Татьяна Петровна провела
Потапова на могилу отца, за рощу. Туманная луна
поднялась уже высоко. В ее свете
слабо светились березы, бросали на снег легкие тени.
А потом, поздним вечером, Татьяна
Петровна, сидя у рояля и осторожно перебирая клавиши,
обернулась к Потапову и сказала:
- Мне все кажется, что где-то я уже видела вас.
- Да, пожалуй, - ответил Потапов.
Он посмотрел на нее. Свет свечей падал сбоку,
освещал половину ее лица. Потапов встал, прошел по комнате из угла в
угол, остановился.
- Нет, не могу припомнить, - сказал он глухим
голосом.
Татьяна Петровна обернулась,
испуганно посмотрела на Потапова, но ничего не
ответила.
Потапову постелили в кабинете на диване,
но он не мог уснуть. Каждая минута в этом доме казалась ему
драгоценной, и он не хотел терять ее.
Он лежал, прислушивался к воровским шагам
Архипа, к дребезжанию часов, к шепоту Татьяны Петровны, -
она о чем-то
говорила с нянькой за закрытой дверью Потом голоса
затихли, нянька ушла, но полоска
света под дверью не погасла. Потапов слышал, как
шелестят страницы, - Татьяна
Петровна, должно быть, читала Потапов догадывался:
она не
ложится, чтобы разбудить его к поезду. Ему хотелось
сказать ей, что он
тоже не спит, по он не решился окликнуть Татьяну Петровну
В четыре часа Татьяна Петровна тихо
открыла дверь и позвала Потапова. Он зашевелился.
- Пора, вам надо вставать, - сказала она. -
Очень жалко мне вас будить!
Татьяна Петровна проводила
Потапова на станцию через ночной город.
После второго звонка они попрощались. Татьяна
Петровна протянула Потапову обе руки, сказала
- Пишите. Мы теперь
как родственники. Правда? Потапов ничего
не ответил, только кивнул головой. Через
несколько дней Татьяна Петровна получила от Потапова
письмо с дороги.
"Я вспомнил, конечно, где мы
встречались, - писал Потапов, - но не хотел говорить вам
об этом там, дома. Помните Крым в
двадцать седьмом году Осень. Старые платаны в Ливадийском
парке. Меркнущее небо,
бледное море. Я шел по тропе в Ореанду. На скамейке около
тропы сидела
девушка. Ей было, должно быть, лет шестнадцать. Она
увидела меня,
встала и пошла навстречу. Когда мы поравнялись, я взглянул на
нее. Она прошла мимо меня быстро,
легко, держа в руке раскрытую книгу Я остановился, долго
смотрел
ей вслед. Этой девушкой были вы. Я не мог
ошибиться. Я смотрел
вам вслед и почувствовал тогда, что мимо меня прошла
женщина, которая могла бы и
разрушить всю мою жизнь и дать мне огромное счастье. Я понял, что
могу полюбить эту
женщину до полного отречения от себя. Тогда я уже знал, что
должен
найти вас, чего бы это ни стоило. Так я думал тогда, но все же не
двинулся с места. Почему
- не знаю. С тех пор я полюбил Крым и эту тропу, где я видел вас только
мгновение и потерял навсегда. Но жизнь оказалась милостивой ко
мне, я
встретил вас. И если все окончится хорошо и вам понадобится моя
жизнь, она,
конечно, будет ваша. Да, я нашел на столе у отца свое
распечатанное письмо. Я
понял все и могу только благодарить вас издали".
Татьяна Петровна отложила
письмо, туманными глазами посмотрела па снежный
сад за окном, сказала.
- Боже мой, я никогда не была в
Крыму! Никогда! Но разве теперь это может иметь хоть
какое-нибудь значение И стоит ли разуверять его? И
себя!
Она засмеялась, закрыла глаза
ладонью. За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий
закат.
1943
|