Растрепанный воробей
На старых стенных часах
железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы
щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по
маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате,
закатился под
книжный шкаф и затих.
Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но
рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и
простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять
ударов.
Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка
Петровна непременно проснется и погонит спать.
Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она
танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.
Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на
дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно
быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у
самого края
крыши.
Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был
бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они
сорвались
бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.
Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать
Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два
дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла
маленький
букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот
букетик из какой-то далекой страны.
Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей,
два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в
стране со странным названием "Камчатка", и вернется не скоро, только
весной.
Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это
было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с
вещами.
- Вот, - прошептала мама, - ты и дождался.
- Чего дождался? - спросила Маша.
- Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, - ответила мама. - Папа
подарил мне этот букет и сказал: "Когда ты будешь в первый раз
танцевать
Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я
буду
знать, что ты в это время вспомнила обо мне".
- А вот я и поняла, - сказала сердито Маша.
- Что ты поняла?
- Все! - ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.
Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша
не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень
хрупкий.
В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было
так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и
каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не
спали
только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление
тихонько
пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.
Он летел
мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного
неба
может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы
и
морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.
Но
непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и
смотрела, не
моргая, на Машу.
Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь
комнату, и уведет Машу умываться.
Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку,
протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и
удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на
столе
мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату,
всплескивала
руками и кричала:
- Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!
Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо
искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала
сахар, печенье и колбасу.
Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали
мороженое.
Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все
свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и
выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и
серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а
милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно
слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он
подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря,
всматривался внутрь.
Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик. Однажды
ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по
имени Пашка.
Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что
лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена - их иногда
вспоминал
Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, - воробьиное племя все
дни
толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных
торб на
мостовую.
А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с
хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким
запахом.
Воробьиное племя поредело.
Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные - в
приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там
воробьиная жизнь
сытая и веселая.
"Раньше, - рассказывал Чичкин, - воробьи собирались стаями по две-три
тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что
люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: "Господи, спаси
и
помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?" А какие были воробьиные
драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь
таких драк нипочем не допустят..."
Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще
ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка
упал и
завел глаза: прикинулся мертвым.
Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула - выбранилась на
все воробьиное вороватое племя.
Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал
от боли в голове и только тихонько открывал клюв.
- Эх ты, беспризорник! - сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее
Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. - Невеселой жизни ты
воробей!
Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть
бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в
кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.
Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и
строго спросил:
- Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?
Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное,
обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и
вытащил варежку с Пашкой:
- Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с
поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.
Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и
выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на
голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов
рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом
перелетел на
голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий - Пашка едва
на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне - и
наколотил одиннадцать раз.
Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела
в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка
спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.
С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и
соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую
рогатую гусеницу - нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не
стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно. Тогда Пашка,
назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и
приносить их обратно к Маше. То притащит засохшую
пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку.
Должно быть, ворона воровала не только у Маши, но и в других домах,
потому что Пашка иногда ошибался и притаскивал чужие вещи: расческу,
игральную
карту - трефовую даму - и золотое перо от "вечной" ручки.
Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их на пол, делал по
комнате несколько петель и стремительно, как маленький пушистый снаряд,
исчезал
за окном.
В этот вечер Петровна что-то долго не просыпалась. Маше было любопытно
посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не
видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.
Сначала в форточку летел крупный снег и таял на полу, а потом вдруг
что-то
заскрипело.
Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в
зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула,
воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Маша вскрикнула.
Петровна проснулась, заохала и заругалась. А мама, когда возвратилась
из театра,
так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша. А Петровна
говорила,
что не надо убиваться, может, и найдется стеклянный букетик - если,
конечно,
дура ворона не обронила его в снег.
Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал
рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался.
Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Он
перелетал с вывесок на фонарные столбы, с них - на деревья, пока не
долетел до театра. Там он посидел немного на морде у чугунной лошади,
почистил
клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся.
Вечером мама надела на Машу праздничный белый фартучек, а Петровна
накинула на плечи коричневую атласную шаль, и все вместе поехали в
театр. А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех
воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний
ларек, где был
спрятан стеклянный букет.
Сразу воробьи не решились, конечно, напасть на ларек, а расселись на
соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она
разозлится и вылетит из ларька. Тогда можно будет устроить бой на
улице, где не так
тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу. Но
ворона
была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.
Тогда воробьи наконец собрались с духом и начали один за другим
проскакивать в ларек. Там поднялся такой писк, шум и трепыхание, что
вокруг ларька тотчас собралась толпа. Прибежал милиционер. Он заглянул
в ларек
и отшатнулся: воробьиный пух летал по всему ларьку, и в этом пуху
ничего
нельзя было разобрать.
- Вот это да! - сказал милиционер. - Вот это рукопашный бой по уставу!
Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в
ларек и прекратить драку.
В это время все струны на скрипках и виолончелях в театральном оркестре
тихонько вздрогнули. Высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно
повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес
качнулся,
легко поплыл в сторону, и Маша увидела большую нарядную комнату,
залитую
желтым солнцем, и богатых уродок-сестер, и злую мачеху, и свою маму -
худенькую и красивую, в стареньком сером платье.
- Золушка! - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены.
Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился
дворец. И мама, убегая из него, потеряла на лестнице хрустальную
туфельку.
Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что
печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои,
флейты и тромбоны
были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме
вместе с
высоким дирижером. Он так был занят тем, чтобы помочь Золушке, что даже
ни разу
не оглянулся на зрительный зал.
И это очень жаль, потому что в зале было много детей с пылающими от
восторга щеками.
Даже старые капельдинеры, которые никогда не смотрят спектакли, а стоят
в коридорах у дверей с пучками программок в руках и большими черными
биноклями, - даже эти старые капельдинеры бесшумно вошли в зал,
прикрыли за спиной
двери и смотрели на Машину маму. А один даже вытирал глаза. Да и как
ему было
не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища,
такого же капельдинера, как и он.
И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о
счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у
счастливой Золушки на глазах слезы, - вот в это самое время в
зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным
лестницам, маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он
выскочил из жестокой
драки. Он закружился над сценой, ослепленный сотнями огней, и все
заметили,
что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная
веточка.
Зал зашумел и стих. Дирижер поднял руку и остановил оркестр. В задних
рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене.
Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на
лету бросил
ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами
приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр
загремел. Театральные
огни задрожали от рукоплесканий. Воробей вспорхнул под купол зала, сел
на
люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.
Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное,
никогда бы не догадалась, что эта Золушка - ее мама.
А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в
комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:
- Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?
- Да, - ответила, помолчав, мама.
- А почему ты плачешь?
- Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.
- Вот и неправда! - пробормотала Маша. - От радости смеются.
- От маленькой радости смеются, - ответила мама, - а от большой -
плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном
спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба,
все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег,
сыплются
на людей счастливые сны и сказки.
|