|
Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр.
словарь. М.:Флинта, Наука, 1997:
Родилась в Москве в 1928
году. Выросла в доме известного востоковеда-япониста В.Марковой. Она и
привила Прокофьевой интерес к фольклору и литературному творчеству.
Окончила Московский художественный институт им. В.Сурикова, затем
работала художником-иллюстратором. Писать сказки начала в начале 1950-х
годов, после рождения сына. Сказки Прокофьевой прочитал Л.Кассиль, дал
положительный отзыв и убедил публиковать. Первое произведение
Прокофьевой вышло в 1957 г. С тех пор она написала более тридцати книг.
Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков.
Начав с небольших историй для самых маленьких («Машины сказки»),
Прокофьева вскоре перешла к жанру повести-сказки, который и стал
ведущим в ее творчестве. Все ее произведения отличает тщательно
разработанный динамичный сюжет. Прокофьева умеет построить интригу так,
что постоянно держит читателя в напряжении, хотя положенный в основу
сюжета мотив часто легко узнаваем, поскольку основан на традиционной
борьбе добра со злом. Она говорит, что всегда заранее представляет
структуру будущего произведения, в противном случае сюжет может
рассыпаться в процессе работы. Поэтому и по объему ее произведения
практически одинаковы - не более 5-6 печатных листов.
Пять повестей Прокофьевой объединены общим образом волшебника Алеши,
который вместе со своими юными приятелями и котом Васькой совершает
различные подвиги («Ученик волшебника», «Глазастик и хрустальный ключ»,
«Остров капитанов», «Астрель и хранитель леса», «Принцесса Уэнни»). В
настоящее время они объединены в цикл «Повелитель волшебных ключей».
Через нарисованную волшебником дверь герои сказок Прокофьевой попадают
в сказочную страну, где с ними происходят удивительные приключения. В
произведениях Прокофьевой тесно соединяются реальность и фантастика.
Бытовая конкретность и правдоподобие фантастических приключений героев
делают ее сказки популярными среди читателей самого различного
возраста. Сама же писательница подчеркивает, что пишет для тех, кому
9-12 лет. В некоторых повестях - «Зеленая пилюля» (1964), «Приключения
желтого чемоданчика» (1966), «На старом чердаке» (1974) -
рассказывается о событиях, которые происходят с обыкновенными людьми в
легко узнаваемой бытовой обстановке современного города.
Проведя героев через испытания на храбрость, доброту, человечность,
Прокофьева показывает, что никакие лекарства или волшебные средства не
могут никому помочь стать честным и порядочным человеком. Книги
Прокофьевой отличаются глубоким знанием психологии ребенка. Описания
построены на ярких, запоминающихся деталях. Отношения автора к героям и
оценка их поступков обычно передаются в небольших, но емких ремарках, а
также посредством введения оценочных деталей.
Прокофьева не называет точного места действия своих произведений,
однако разбросанные по повествованию подробности, описания одежды,
реакции героев на происходящие события помогают установить, что время
действия в них совпадает с временем написания книг. Затронутые в
произведениях Прокофьевой проблемы актуальны и сегодня, и ее книги
продолжают привлекать новые поколения читателей.
Немаловажную роль играет и оформление сказок Прокофьевой. Ее первую
книгу иллюстрировал В.Лебедев, работавший в свое время с С.Маршаком.
Сама же П. считает лучшими иллюстрации, выполненные Г.Калиновским. В
настоящее время Прокофьева начала работу над двумя новыми циклами,
рассказывающими о приключениях популярных сказочных героев - Белоснежки
и Кота в сапогах и шляпе. В каждый из них войдет по нескольку небольших
повестей, объединенных образами главных героев.
Кроме сказок, Прокофьева выпускает и пересказы известных произведений
европейского фольклора для детей. Она подготовила небольшой цикл из
трех книг о детстве Роланда, короля Артура и Парсифаля, а также сборник
легенд С.Лагерлёф.
Прокофьева также является автором сценариев, по которым поставлено
около 20 короткометражных мультфильмов и 3 полнометражные картины -
«Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», а также
игровые фильмы - «Пока бьют часы», «Оставь окно открытым» и «Разговор
без свидетеля», поставленный Н.Михалковым по одноименной пьесе.
Прокофьева - лауреат ряда международных премий за книги и киносценарии.
Она награждена серебряной медалью Венецианского биеннале, премией
ФИПРЕССИ, а повесть «Не буду просить прощения» отмечена японской
премией Кодаи (за лучшую книгу года).
|