|
Михаил Михайлович Пришвин родился 4
февраля 1873 года в имении Хрущево близ г. Елец Орловской
губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за
конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и
философом В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом
Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме,
за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному
заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского
факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал
агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по
сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой
корреспондент, после Октябрьского переворота жил в Ельце, на
Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался
охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность. Первый
рассказ "Сашок" опубликовал в
1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал.
Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия)
продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908),
которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни
Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей
отразилась на рассказах Крутоярский
зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое
озеро, 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок
Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др.
«Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать
«лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки,
охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с
дополнениями в 1935 под названтем Календарь
природы. От научного знания и фольклора писатель идет к
поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях "Дорогие звери" предварил одно из
лучших произведений Пришвина, повесть "Женьшень"
(первоначальное название Корень жизни,
1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки
«бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы.
Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и
Ярославской земле "Неодетая весна",
и в цикле лирико-философских миниатюр "Лесная
капель" и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940).
Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман
"Кащеева цепь" (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему
повесть о творчестве "Журавлиная
родина" (1929). В этих произведениях духовные искания героя
раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в.,
запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и
натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство,
свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили
непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых
заметное место занимают также сказка-быль "Кладовая солнца" (1945), сюжетно
связанная с ней повесть-сказка "Корабельная
чаща" (1954), роман-сказка "Осударева
дорога" (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны
написал "Рассказы о ленинградских
детях" (1943) и "Повесть
нашего времени" (1945, полностью опубл. в 1957). Постоянная
духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно
подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках (Глаза земли, 1957; полностью опубл.
в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса
«раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено
гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как
высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным,
которого во всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать
отечественный читатель, и в повести Мирская
чаша (другое название Раб
обезьяний, 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы
Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как
«новый крест» России и знак «тупика христианского мира».
Писатель умер в 1954 году. Похоронен на Введенском
кладбище.
|