Ворота в Замок Фей  |   Дворец Фей   |   Башня дошкольных премудростей   |   Обсерватория   |   Храм знаний
Библиотека   |   Большая башня волшебных превращений  |   Волшебный чулан
   Башня славян   |   Башня странствий   |   Спроси у старого Дуба
   Гостиная во дворце Фей 

Михаил Михайлович ПРИШВИН

(1873 - 1954)




Пришвин Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьского переворота жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность. Первый рассказ "Сашок" опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое озеро, 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названтем Календарь природы. От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях "Дорогие звери" предварил одно из лучших произведений Пришвина, повесть "Женьшень" (первоначальное название Корень жизни, 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле "Неодетая весна", и в цикле лирико-философских миниатюр "Лесная капель" и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940). Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман "Кащеева цепь" (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве "Журавлиная родина" (1929). В этих произведениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль "Кладовая солнца" (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка "Корабельная чаща" (1954), роман-сказка "Осударева дорога" (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал "Рассказы о ленинградских детях" (1943) и "Повесть нашего времени" (1945, полностью опубл. в 1957). Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках (Глаза земли, 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести Мирская чаша (другое название Раб обезьяний, 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира».
Писатель умер в 1954 году. Похоронен на Введенском кладбище.
Гаечки
Говорящий грач
Еж
Журка
Золотой луг
Как заяц сапоги съел
Как поссорились кошка с собакой
Кладовая солнца (Сказка-быль)
Колобок
Лесная капель (Записки)
Лисичкин хлеб
Муравьи
На Дальнем Востоке
О чем шепчутся раки
Ребята и утята
Синий лапоть
Филин
Этажи леса





Hosted by uCoz